Особенности выдачи ценных бумаг инвестиционных фондов
Регулирование процедуры выпуска эмиссионных ценных бумаг позволяет преодолевать информационную асимметрию, возникающую в результате разной информированности участников рынка о выпускаемых ценных бумагах и их эмитентах. Выпуск эмиссионных ценных бумаг подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг или ином регистрирующем органе, определен-ном федеральным законом. При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой под-писки среди круга лиц, число которых превышает 500.
В процессе эмиссии все заинтересованные инвесторы должны получить полную и достоверную информацию о количестве выпускаемых ценных бумаг, правах их владельцев, условиях приобретения ценных бумаг при их размещении, финансовом положении эмитента, составе его органов управления и иную информацию, имеющую существенное значение для принятия осознанных инвестиционных решений. Данная информация включает следующие основные сведения:
- информацию о категории выпускаемых ценных бумаг, правах и ограничениях, установленных для их владельцев;
- сведения о стоимости, сроках, порядке и условиях размещения ценных бумаг, включая количество размещаемых ценных бумаг, их номинальную стоимость, цены размещения ценных бумаг или порядок их определения;
- данные о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, о банковских счетах, аудиторе, оценщике и финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект эмиссии ценных бумаг;
- информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;
- сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;
- бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию.
Эти сведения отражаются в решении о выпуске ценных бумаг и в проспекте их эмиссии, представляемых для государственной регистрации в регистрирующий орган. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска.
После регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к содержащейся в проспекте ценных бумаг информации любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения информации. В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, указав по-рядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тыс. экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, указав порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 1 тыс. экземпляров.
Количество размещаемых ценных бумаг не должно превышать указанное в решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Эмитент обязан завершить размещение ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска таких ценных бумаг. По завершении размещения ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган.
В случае с эмиссионными ценными бумагами документом, фиксирующим основные параметры выпуска ценных бумаг и права, составляющие ценные бумаги, является решение о выпуске ценных бумаг. Проспект эмиссии ценных бумаг выполняет функцию источника информации о ценных бумагах и их эмитенте до момента регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
После регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг основная функция раскрытия информации о ценных бумагах и их эмитентах переходит от проспекта их эмиссии к ежеквартальным формам публичной отчетности эмитентов и раскрытию информации о существенных фактах их деятельности.
Инвестиционные паи ПИФов не являются эмиссионными ценными бумагами, хотя, как было показано выше, они обладают многими признаками, присущими эмиссионным ценным бумагам. В процессе функционирования ПИФов возникает вопрос о необходимости преодоления информационной асимметрии с помощью публичного раскрытия информации об инвестиционных фондах.
Основные отличия инвестиционных паев от эмиссионных ценных бумаг обусловлены тем, что количество инвестиционных паев, выдаваемых управляющими компаниями, у открытых и интервальных ПИФов не является конечным числом и постоянно изменяется по мере выдачи, обмена и погашения паев. Паи ПИФов не имеют номинальной стоимости, их количество может быть выражено дробным числом. Все это предопределяет особенности состава и порядка раскрытия информации о ПИФах.
Раскрытие информации об основных параметрах инвестиционных паев ПИФов и правах их владельцев осуществляется управляющими компания-ми ПИФами в форме правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом. Управляющая компания не вправе приступать к выдаче инвестиционных паев до регистрации федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом.Правила доверительного управления ПИФом должны содержать следующие сведения:
- название фонда;
- тип (открытый, интервальный, закрытый);
- полное фирменное наименование управляющей компании, специализированного депозитария, лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев, аудитора;
- инвестиционную декларацию;
- стоимость имущества ПИФа, по достижении которой фонд является сформированным и которая не может быть менее суммы, определен-ной ФСФР России;
- срок формирования, который должен начинаться не позднее 6 месяцев с момента регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом и не должен превышать 3 месяцев;
- права и обязанности управляющей компании;
- срок действия договора доверительного управления;
- порядок подачи заявок на приобретение, погашение и обмен паев;
- порядок и сроки включения в ПИФ денежных средств и иного имущества;
- порядок и сроки выплаты денежной компенсации в связи с погашением паев;
- порядок определения расчетной стоимости инвестиционного пая, суммы, на которую выдается пай, а также суммы денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с погашением пая;
- порядок и сроки внесения в реестр владельцев инвестиционных паев записей об их приобретении, обмене, передаче и погашении;
- права владельцев инвестиционных паев;
- размер вознаграждения управляющей компании, специализированного депозитария, лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев, аудитора;
- виды и максимальный размер расходов, связанных с доверительным управлением ПИФом, подлежащих оплате за счет имущества, составляющего фонд;
- порядок раскрытия информации о паевом инвестиционном фонде, в том числе наименование печатного издания, в котором публикуется информация о ПИФе;
- иные сведения в соответствии с требованиями, установленными регулирующим органом. К таким сведениям, например, можно отнести стоимость одного пая в период до завершения формирования ПИФа.
Правила доверительного управления интервальным ПИФом должны также содержать сведения о сроках приема заявок на погашение инвестиционных паев. Правила доверительного управления закрытым ПИФом должны также содержать сведения о количестве инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда и о порядке созыва и проведения общего собрания владельцев инвестиционных паев. Правила доверительного управления закрытым ПИФом, инвестиционная декларация которого предусматривает возможность инвестирования в недвижимое имущество, имущественные права на недвижимое имущество и (или) иное имущество, оценка которого осуществляется оценщиком, должны содержать полное фирменное наименование оценщика и размер его вознаграждения.
Сообщение о регистрации правил доверительного управления ПИФом, включая полный текст этих изменений и дополнений, публикуется управляющей компанией в «Приложении к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам» и в печатном издании, указанном в правилах доверительного управления ПИФом.
Следовательно, при выдаче инвестиционных паев ПИФов состав документов и сведений о ценных бумагах и их эмитентах существенно уґже по сравнению с эмиссионными ценными бумагами. В данном случае отсутствует информация о количестве выпущенных ценных бумаг, финансовом положении управляющих компаний как эмитентов инвестиционных паев, составе органов их управления и структуре собственности. Паям не присваивается единый номер государственной регистрации.
До завершения формирования ПИФа сумма денежных средств (стоимость имущества), внесенных в фонд, на которую выдается один инвестиционный пай, определяется правилами доверительного управления ПИФом и должна быть единой для всех. По завершении данного процесса СЧА ПИФа должна быть не ниже минимального уровня, установленного ФСФР, а именно:
- 2,5 млн. руб. для открытого ПИФа;
- 5,0 млн. руб. для интервального ПИФа;
- 2,5 млн. руб. для закрытого ПИФа.
Предполагается, что при меньшем размере активов ПИФ не может быть экономически эффективным из-за наличия условно-постоянных издержек (расходов по раскрытию информации, издержек управляющих компаний, специализированного депозитария, регистратора и аудитора). Если ПИФ в период своего формирования не набирает минимально необходимую сумму активов, он подлежит ликвидации. Срок формирования ПИФа не может превышать трех месяцев, в то время как период размещения эмиссионных ценных бумаг не может быть дольше одного года. По завершении формирования ПИФа управляющая компания представляет отчет в регулирующий орган и лишь после этого может возобновить выдачу паев.