Раскрытие информации как способ преодоления информационной асимметрии
Приобретатели ценных бумаг инвестиционных фондов сталкиваются с проблемой информационной асимметрии данных об инвестиционных фондах. Управляющие компании и институциональные инвесторы лучше информированы по сравнению с неискушенными инвесторами о портфелях финансовых активов и финансовом положении управляющих компаний ПИФами. Преодолевать данную информационную асимметрию помогает рынок, обеспечивающий полное и своевременное раскрытие информации об инвестиционных фондах в форме требований к информации, подлежащей раскрытию, информационных систем, концентрирующих данную информацию и обеспечивающих к ней доступ заинтересованных лиц, рейтинговых и информационных агентств, обеспечивающих обработку раскрываемой информации и ее доведение до публики в удобном для принятия инвестиционных решений виде. В отдельных случаях функцию раскрытия информации для заинтересованных лиц могут брать на себя государственные регулирующие органы, создающие централизованные информационные системы, аккумулирующие информацию и раскрывающие ее всем заинтересованным лицам.
Закон «Об инвестиционных фондах» содержит дифференцированный подход к раскрытию информации о паевых инвестиционных фондах для различных групп пользователей. Информация, подлежащая публичному раскрытию, подразделяется в федеральном законе на публикуемую, которую управляющие компании обязаны раскрывать через СМИ, и распространяемую, которая должна предоставляться любым заинтересованным лицам по их требованию в пунктах приема заявок на приобретение, обмен и погашение инвестиционных паев ПИФов. Помимо публично раскрываемой информации регулирующему органу (ФСФР России) предоставлено право определять состав, форму и сроки представления информации управляющими компаниями в ФСФР России (информация, представляемая в регулирующий орган).
При допуске инвестиционных паев ПИФов к обращению через фондовые биржи последние становятся дополнительным источником информации об инвестиционных фондах. В соответствии с требованием законодательства о ценных бумагах организаторы торговли обязаны раскрывать информацию о ценах сделок с инвестиционными паями, объемах проданных бумаг, количестве биржевых сделок и объемах сделок. Кроме того, биржа обязана раскрывать информацию о корпоративных событиях, сообщенную ей эмитентом ценных бумаг.
Таким образом, управляющие компании имеют широкий круг обязанностей по раскрытию информации об инвестиционных фондах. Однако признать данную систему раскрытия информации оптимальной вряд ли можно. Основная проблема состоит в том, что требования к объему и оперативности информации, которую управляющая компания обязана сообщать в ФСФР России, существенно выше требований к информации об инвестиционных фондах, раскрываемой публично. ФСФР России не осуществляет реального контроля полноты и своевременности раскрытия управляющими компаниями информации для публики. Многие управляющие компании не публикуют обязательные формы отчетности в «Приложении к Вестнику ФСФР России», что остается без внимания регулирующего органа.