Выступление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной на конференции «Российский фондовый рынок – 2018»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Большое спасибо за приглашение выступить на сегодняшней конференции.
Для Банка России как мегарегулятора очень важно сбалансированное развитие различных секторов финансового рынка, и та динамика, которую демонстрируют и рынок ценных бумаг, и рынки коллективных инвестиций, и доверительное управление, в целом обнадеживает.
И я не могу вначале обойтись без нескольких цифр, которые, на мой взгляд, эту динамику как раз характеризуют. Так, например, только в индивидуальном доверительном управлении объем средств под управлением за последние два года вырос в 4 раза — до более чем 800 млрд рублей.
На рынке брокерских услуг также в последнее время наблюдается положительная динамика роста клиентской базы (абсолютный прирост — 372 тыс. клиентов за два года) и услуг управления активами (абсолютный прирост — 64 тыс. клиентов за два года).
Величина активов под управлением на рынке коллективных инвестиций увеличилась почти на 60% за 3 года (с 1,9 до 2,9 трлн рублей). По-прежнему основной объем составляют закрытые фонды, в рамках которых главным образом квалифицированные инвесторы осуществляют инвестиции в отдельные проекты. Однако объем открытых ПИФов, предназначенных главным образом для инвестиций розничных инвесторов на фондовом рынке, также существенно вырос — до 216 млрд рублей, фактически удвоившись за 3 года.
Все эти цифры показывают, что динамика действительно достаточно положительная. Может быть, объемы еще нас не удовлетворяют, но динамика в последние годы обнадеживает.
Снижение инфляции и, соответственно, ставок по банковским продуктам делает все более интересными для розничных инвесторов альтернативные продукты. А новые технологии, о которых сказал как раз и Олег Вячеславович (Вьюгин — ред.), они дают возможность финансовым посредникам как создавать новые продукты, так и распространять на разные типы клиентов те услуги, которые раньше могли быть предложены только очень состоятельным клиентам. Все это создает предпосылки для дальнейшего увеличения этих сегментов.
Чтобы рынок рос уверенно, очень важно обеспечить доверие инвесторов, а это означает и устойчивость самих финансовых институтов, и высокий уровень защиты прав и интересов клиентов.
Доверие — сейчас это главное для финансовых рынков. Защитой прав инвесторов должен заниматься не только регулятор, но и рынки. Защита прав инвесторов — это совместная задача регулятора и рынка, в первую очередь задача для саморегулируемых организаций. Для квалифицированных инвесторов необходимы, на наш взгляд, максимальная гибкость со стороны финансовых посредников, способность предложить отвечающий потребностям клиента продукт, а для неквалифицированных инвесторов — это высокий уровень защиты от убытков и информационная прозрачность, устранение подводных камней при использовании финансовых продуктов, которых, к сожалению, немало.
Какие, на наш взгляд, основные проблемы мы должны решить:
Первое. Необходимо повышение информационной прозрачности, доступности информации о доходности финансовых инструментов и рисках по ним.
Второе. Должны быть установлены правила продаж финансовых инструментов и услуг, которые будут основаны на принципе приоритета потребности клиента, а не только на коммерческом интересе посредника или агента.
По сути, оба этих пункта — это борьба с мисселингом на разных уровнях, эта задача очень важна для развития рынка. Расходы на продажу продукта разочарованному инвестору значительно выше, чем расходы на продажу новому инвестору, и тем более выше, чем расходы на продажу инвестору, у которого был положительный опыт инвестирования. Таким образом, разочаровывая инвестора, компания вредит не только себе — она вредит всему рынку. И мы рассчитываем, что борьба с недобросовестными продажами будет происходить в том числе и на уровне саморегулируемых организаций.
Третье. Необходимо расширить доступность финансовых инструментов и услуг. По некоторым продуктам предложение концентрируется в отдельных регионах и даже в отдельных компаниях. Так, 75% клиентов на брокерском обслуживании и 86% брокерских индивидуальных инвестиционных счетов сосредоточено в 5 крупнейших брокерских домах; 85% клиентов по управлению активами и 96% индивидуальных инвестиционных счетов находятся в управлении 3 крупнейших компаний.
Банк России совместно с Московской Биржей сейчас готовит к запуску проект финансового маркетплейса, который, на наш взгляд, будет способствовать решению этих задач, так же как и повышению конкуренции между поставщиками финансовых услуг. На многих площадках сейчас обсуждается этот проект, много вопросов, но мы считаем тем не менее важным его продвигать именно как проект, который дает выбор потребителю и развивает конкуренцию на финансовом рынке.
Четвертое. Необходим эффективный механизм сегрегации собственных активов финансового института от активов его клиентов. В случае банкротства финансового посредника права инвестора должны быть также надежно защищены. Сейчас разрабатываются поправки в Закон о банкротстве, которые устраняют правовую неопределенность при банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг и распространяют на кредитные организации при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг обязанность отделять клиентские активы от собственных активов.
Существенная роль в повышении прозрачности и комфортности рынка в целом для розничных инвесторов принадлежит саморегулируемым организациям.
Развитие института саморегулирования должно привести к повышению конкурентоспособности российского финансового рынка, формированию целостной регулятивной основы, отвечающей потребностям как профессиональных участников финансового рынка, так и потребителей финансовых услуг.
Сегодня законодательством предусмотрен новый формат взаимодействия отрасли и регулятора — базовый стандарт. Базовые стандарты должны закрепить лучшие рыночные практики и обеспечить гибкое и быстрое реагирование на меняющиеся условия работы. За прошлый год, надо сказать, была проделана масштабная работа: разработаны с помощью рынка и СРО, согласованы и утверждены несколько базовых стандартов, касающихся форекс-дилеров, брокеров, управляющих и депозитариев. Сейчас готовится большое количество новых стандартов, в том числе важнейшие стандарты по защите прав потребителей и стандарты по корпоративному управлению. Мы считаем, что эта работа очень важна и также позволит повысить доверие к участникам финансового рынка.
Отдельного внимания заслуживает вопрос защиты прав инвесторов на рынке коллективных инвестиций.
Важнейшая новация в области защиты прав инвесторов — это введение фидуциарной ответственности для пенсионных фондов, то есть обязанности действовать в интересах клиента и возмещать клиенту понесенные убытки или недополученную выгоду в случае некачественного управления активами.
Было очень много споров на эту тему, тем не менее законодательство было принято, и обязанности пенсионных фондов проходить стресс-тестирование, иметь развитую систему управления рисками и хороший, надежный инвестиционный процесс — все вместе это представляет требования к качеству того пенсионного продукта, который предлагается гражданам. Я хотела бы особенно отметить роль инструмента стресс-тестирования. Да, прохождение стресс-тестирования — это фактор применения надзорных мер, но есть и другая сторона: после того как стресс-тестирование пройдет проверку практикой, мы планируем еще раз посмотреть на возможности расширения объектов, доступных для инвестирования пенсионным фондам, после того, как мы будем понимать, что пенсионные фонды достаточно устойчивы даже для прохождения неблагоприятных условий.
Внедрение обязанности действовать в интересах клиента и иметь хороший инвестиционный процесс позволяет расширить возможности фонда, занимающегося добровольным негосударственным пенсионным страхованием, по самостоятельному инвестированию средств пенсионных резервов без обязательного привлечения управляющих компаний.
Скажу сразу, что как на рынке инвестиционных фондов мы начинали с малого, проверяли готовность рынка к открытому перечню расходов и только потом, после получения подтверждения эффективности выбранного пути, практика расширялась, так и на рынке пенсионных фондов мы планируем опробовать отказ от обязательной управляющей компании (пока только на рынке добровольного пенсионного страхования). Возможность применения такого подхода на рынке обязательного пенсионного обеспечения будет зависеть от полученных результатов.
Управляющие компании, конечно, не очень довольны этим решением, но мы убеждены, что дополнительные издержки в конечном итоге всегда покрывает потребитель, а значит, их нужно снижать. В то же время мы понимаем, что бизнес-модели управляющих компаний были рассчитаны в том числе исходя из обязательности своей услуги, поэтому мы предполагаем предусмотреть переходный период.
В завершение я хотела бы остановиться на вопросе пропорционального регулирования как ключевой регуляторной новации, которую мы готовим к внедрению и хотим обсудить с участниками рынка.
В банковском регулировании пропорциональное регулирование уже принято, и как раз этот год — это год переходный для банковского сектора, в течение которого небольшие банки должны будут решить: выбирать им базовую лицензию, которая позволяет им проводить ограниченный объем операций, но при этом пользоваться преимуществами упрощенного регулирования (для них уменьшается количество нормативной нагрузки), или выбирать универсальную лицензию, для которой нет ограничений, но и выше регуляторная нагрузка и требования по капиталу.
Мы считаем, что для некредитных финансовых организаций также следует двигаться в сторону пропорционального регулирования. И здесь важно выбрать правильный подход, потому что, на наш взгляд, существует два подхода, между которыми нужно делать выбор. Первый — это по аналогии с банковским регулированием, он потребует разграничения операций в рамках отдельных видов лицензий. Другой вариант — это закрепление отдельных показателей деятельности организации и соответствующих им регуляторных требований на уровне нормативных актов Банка России. Лицензия при этом будет единая. При таком подходе организация имеет возможность оценивать объем необходимых ей прав на совершение операций в сопоставлении с соответствующим объемом регуляторных требований.
Все это нам предстоит обсудить с рынком, мы собираемся в этом году опубликовать консультативный доклад. И хочу сказать, что практика консультативного доклада, которую применяет Центральный банк, на наш взгляд, она себя зарекомендовала, она позволяет уже на ранних этапах продвижения концепции выслушать мнения рынка, выслушать все озабоченности, скорректировать, где нужно, позицию. И мы будем придерживаться в регулировании, в предложении нового подхода такого принципа открытости к обсуждению. На наш взгляд, это очень важно, чтобы рынок развивался стабильно, чтобы для участников была предсказуема регуляторная среда, чтобы они понимали, какие бизнес-модели они могут выстраивать и что эти бизнес-модели будут объективны. Я надеюсь, что и этот, и другие вопросы развития рынка, основанного на доверии, высоких стандартах работы с клиентами и здоровой конкуренции, в которой мы все заинтересованы, мы сможем обсудить и сегодня здесь, и на площадках СРО в дальнейшем. Олег Вячеславович (Вьюгин — ред.) уже задал некоторые вопросы, и я надеюсь, что дискуссия будет интересная и сегодня, и завтра.
Желаю вам успехов в работе, успехов в бизнесе. Надеюсь, что формат работы в диалоге с регулятором будет способствовать успешному развитию бизнеса.
Спасибо за внимание!
Источник: Банк России